Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Охотники за облаками

17.08.2017, 21:28      Новости Иркутска
Как искусственные дожди спасают Иркутскую область от пожаров

Сквозь усыпляющий монотонный гул моторов отчетливо слышится несколько хлопков. Самолет дергается и выныривает из вязкого белого облака. Примерно через полчаса оно вырастет, набухнет и почернеет, а еще через некоторое время прольется ливнем над пылающими лесами Сибири. Уже который год Иркутская область входит в список регионов со сложной пожарной обстановкой. Если раньше борьба с огнем велась только с земли, то теперь за дело взялись летающие пожарные. С июля этого года на подмогу наземным группам на масштабные тушения вылетает АН-26 «Циклон» со специалистами федеральной «Авиалесоохраны». На высоте больше пяти тысяч метров они расстреливают облака специальным реагентом на основе йодистого серебра, превращая их в грозовые тучи, которые в нужный момент разрываются дождем над огненной стихией. Но искусственное вызывание осадков — не панацея, а лишь одна из стадий, чтобы быстро сбить прожорливое пламя. После ливня пожарные на земле «добивают» ослабленного врага. В один из рейсов отправилась и корреспондент «Пятницы», чтобы своими глазами посмотреть, как спасают леса Приангарья с воздуха.

Безоблачное небо наводит на авиапожарных тоску, ведь это означает, что вылета не будет, им не с чем работать. А вот «белогривые лошадки» — пушистые и пышные, словно перина, облака, совсем другое дело. Еще на школьных уроках рассказывали, что они делятся на несколько видов: перистые, слоистые, кучевые и смешанные.

— Наша цель — кучевые облака, — проходя рамку металлодетектора в иркутском аэропорту, поясняет заместитель начальника летно - производственной службы « Авиалесоохрана » Олег Столпиченко .

День, намеченный для вылета, в Иркутске выдался пасмурным. Но там, куда мы летим, по прогнозу погода ясная. «С перспективной облачностью», — радостно добавляют пожарные. Это означает, что будет материал для работы. А пока автобус везет нас по летному полю к припаркованному в отдалении АН-26, Олег Александрович отмечает, что идеальное для обработки облако выбирать нужно как невесту: придирчиво и без лишней спешки.

— Сначала определяем на глаз, — говорит он. — Затем внимательно изучаем его характеристики: насыщенность влагой, температуру, направление движения. Нам ведь нужно, чтобы оно двигалось в сторону пожара, а не убегало от него.

Гремучая смесь разнообразных знаний и навыков: самолетовождение, метеорология, физика облаков, химия. Пока руководитель делится профессиональными премудростями, незаметно подъезжаем к самолету. Небольшой транспортный АН-26 стоит на дозаправке и скоро будет готов к вылету. Внутри просторно, но салон разительно отличается от пассажирского. Вместо кресел вдоль бортов закреплены лавки с ремнями безопасности, по полу тянутся рельсы, в хвосте грузовой люк, рядом лежат небольшие зеленые чемоданчики с пиропатронами. Размером не больше десяти сантиметров, в алюминиевой оболочке и наполнением из йодистого серебра — они не представляют опасности для людей и животных, а вот облакам придется туго.

— Принцип их действия прост, — перехватив мой заинтересованный взгляд, с энтузиазмом рассказывает инспектор летно - производственной службы ФБУ « Авиалесоохрана » Сергей Трошкин . — Реагент попадает в облако, льдинки начинают притягиваться друг к другу, растут и тяжелеют и под действием силы тяжести падают вниз, то есть начинается ливень. Скоро сами все увидите.

Сегодня в путевом листе два пункта — крупные пожары в Качугском и Киренском лесничествах. Авиапомощи здесь ждут с нетерпением, ведь леса горят на площади больше 350 гектаров, в одиночку наземным службам потушить их не под силу.

Самолет выруливает на взлетную полосу и в считанные секунды поднимается в небо. Еще через минуту АН-26 исчезает в вязком сером мареве, затянувшем иркутское небо. До первого пункта лететь больше часа. А Олег и Сергей уже развернули портативную лабораторию и планируют операцию. Они внимательно смотрят на экран небольшого компьютера, где отображается интерактивная карта и предстоящий маршрут, очаги пожаров и движение самолета. Такой бортовой комплекс не только помогает ориентироваться в воздухе, но и фиксирует все навигационные данные, каждый произведенный выстрел, которые чуть позже они проанализируют и добавят в отчет. Учитываются также данные наземных служб, в которых отмечено, сколько осадков выпало после искусственного воздействия.

Сама идея руководить процессами природы вручную далеко не нова. В Советском Союзе в середине прошлого века проводились подобные эксперименты, были разработаны технологии, которые впоследствии успешно применялись. А также была единая сильная структура — «Авиалесоохрана», которая держала руку на пульсе по всей стране, и в случае необходимости авиапожарные вылетали на подмогу. Но в 2007 году полномочия по тушению пожаров передали регионам, где базы авиаохраны лесов не имели ресурсов для искусственного вызывания дождя. В прошлом году в Лесной кодекс внесли изменения — и федеральную «Авиалесоохрану» вновь наделили правом заниматься специальными авиационными работами в регионах. В течение года служба занималась возрождением «хорошо забытого старого»: готовила специалистов, получала необходимые документы, лицензии на работы. Так, с июля этого года пожарные вновь встали на крыло.

Оторвавшись от монитора, Олег Столпиченко выглядывает в иллюминатор, со стороны это выглядит, будто охотник выслеживает зверя.

— Вот оно! — говорит он и зовет в кабину пилотов. Тесная коморка, в которой каким-то чудом помещается четверо мужчин: командир, второй пилот, штурман и бортовой оператор. Здесь же невообразимое множество кнопок и рычагов. Опасливо стою на пороге, а пожарный показывает в окно, где прямо перед носом самолета вальяжно плывет пузатое белое облако. Подсвеченное полуденным солнцем, оно еще не подозревает, что его ждет.

— Сейчас начнется, — радостно потирают руки специалисты и принимаются за работу. В это время самолет заныривает в облако, а я прилипаю к иллюминатору. За стеклом белым-бело. Такое впечатление, что кто-то опустил жалюзи. Раздаются хлопки, от которых самолет немного трясет. Вглядываюсь в окно до рези в глазах, но ничего не вижу.

— Что ты там глаза ломаешь? — смеется Олег Александрович. — Все самое интересное будет на обратном пути, когда запущенный реагент подействует. Это примерно через час.

Следующий пункт — Качугский район. Здесь все происходит по уже отработанной схеме: выбирается облако, обстреливается реагентом, и самолет продолжает путь. Пара десятков залпов — и самолет берет обратный курс.

Пролетая над Киренским районом, Олег Александрович видит уже знакомое облако. Оно заметно отличается от своих собратьев — почернело и раздулось, и, вероятно, на земле как раз в это время идет ливень. Судя по приборам, аккурат над горящими лесами.

— Но об этом мы узнаем только завтра, когда получим отчет от наземных групп, — говорит он.

— Куда дальше летите?

— В Якутию, — говорят авиапожарные.

С весны по осень у работников «Авиалесоохраны» в буквальном смысле жаркий сезон: Сибирь и Дальний Восток горят без выходных и перерывов. Так и мотаются они по заявкам в разные регионы в течение нескольких месяцев.

Фото автора

Ольга Романова Иллюстрации: _Заместитель начальника ЛПС «Авиалесоохрана» Олег Столпиченко «охотится» на облака. Чтобы операция по вызыванию искусственных осадков прошла успешно, нужно сделать правильный выбор. Идеальное облако должно быть кучевым, с четкими границами, насыщенным влагой и иметь температуру от -6 до -12 градусов и, что немаловажно, двигаться в направлении лесного пожара_Инспектор летно-производственной службы ФБУ «Авиалесоохрана» Сергей Трошкин наполняет кассеты пиропатронами с реагентом, который вызывает дождь. «После того как реагент попадает в облако, частицы воды, льдинки начинают притягиваться друг к другу. Они увеличиваются, тяжелеют и проливаются дождем», — говорит он_Пожаров, бушующих на территории Сибири и Дальнего Востока, много, поэтому все маршруты специалисты «Авиалесоохраны» расписаны буквально по дням. Составляются они на основании лесопожарной обстановки в регионах, запросов от местных властей и исходя из метеорологической обстановки, прогнозов по развитию облачности, возможности долететь до места. Сложив все эти факторы, авиапожарные принимают решение и составляют график тушения_Фотография не может передать того, что можно увидеть глазами. Но так выглядит облако, по которому работники «Авиалесоохраны» выстрелили реагентом на основе йодистого серебра. Изначально белое и пушистое, примерно через полтора часа оно почернело и раздулось больше, чем в десять раз. И по точным расчетам пожарных, подгоняемое ветром облако за это время заняло позицию прямо над охваченной огнем территорией в Киренском районе. В этот день, несмотря на прогнозы метеорологов, здесь прошел ливень
Источник: baikal-info.ru
 Читайте также:

Алименты с наследства

Судебными приставами Шелеховского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области списаны более 400 тыс. рублей со счета гражданина К. для погашения задолженности по алиментам. На расчетный счет должника поступили денежные средства от продажи кварт..

Решения комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении

На заседании комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении, которое прошло 20 ноября под председательством Бориса Алексеева, депутаты рекомендовали принять на сессии ряд законопроектов. В окончательном чтении депутаты рекомендо..

Заяви о своем проекте!

В конце прошлой недели начался прием заявок на Всероссийский конкурс молодежных проектов среди физических лиц. Лучшие проекты получат грантовую поддержку, а их обладатели — возможность реализовать на практике свои идеи. Отметим, общий объем финансирования составит около 160 мл..

Иркутская область и Росгеология подписали контракт на рекультивацию отходов БЦБК

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и подразделение государственного холдинга «Росгеология» — АО «Иркутскгеофизика» — подписали контракт на выполнение работ по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «Байка..

Современную противотуберкулезную больницу построят в Иркутске

Новый корпус рассчитан на 600 пациентовЛюбовь АРБАТСКАЯ В Иркутске планируют возвести новый лечебный корпус областной клинической туберкулезной больницы, который сможет принимать 600 пациентов. Благодаря этому снизится дефицит больничных мест в области, а также повысится эффек..

Занятие-викторина «Медицинские термины в латинском и английском языках».

В рамках недели русского и иностранного языков 17 ноября 2017 года в 12:00 в концертном зале колледжа состоялось интегрированное внеаудиторное занятие-викторина «Медицинские термины в латинском и английском языках», организованное преподавателями И.Г. Залешиной, А.Б. Бахруновой и..

Саночник из Братска Семен Павличенко выиграл первый этап Кубка мира в Австрии

Семен Павличенко опередил хозяина трассы Вольфганга Киндла Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Более чем удачно стартовал на Кубке мира по санному спорту 26-летний братчанин Семен Павличенко. На первом этапе, который проходил в австрийском Инсбруке сибиряк завоевал «золото». -..

Секреты от Петра Дранги

Юные таланты из Иркутска встретились с известным музыкантомВо время встречи с учениками музыкальных школ Петр Дранга провел небольшой мастер-класс, предложив ребятам исполнить что-нибудь на его аккордеоне. И дал несколько дельных советов смельчакам: как правильно сидеть, держать ..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство